Исследование психологии человека

Эксперты:

Сигаева Евгения Владимировна

Тел: (8422) 69-24-16

Предмет и объекты экспертизы

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющиеся значение для правосудия фактические данные о закономерностях и и особенностях протекания и структуры психологических процессов (психологической деятельности) субьекта, а так же об условиях отражения объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки.

Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными.

Объектами

К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  • Вещественные доказательства
  • Документы как особый вид доказательств
  • Протоколы допросов и следственных действий
  • Заключения судебных экспертиз
  • Справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.
  • Продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки и т. п.)
  • Фото и видеодокументы

Судебная психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Судебная психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей:

  1. Каковы индивидуальные особенности обвиняемого (подсудимого)?
  2. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как.. (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость) обвиняемого?
  3. Могли ли индивидуально психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

Судебная психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний:

  1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  2. Находился обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Судебная психологическая экспертиза способности свидетеля (потерпевшего) давать показания:

  1. Способен ли (ФИО) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

Судебная психологическая экспертиза способности потерпевших по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление:

  1. Способна ли (ФИО) с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?

Судебная психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством:

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

  1. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Судебная психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими:

(проводится только после судебной психиатрической экспертизы)

  1. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
  2. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?

Судебная психологическая экспертиза исследования постоянных и переменных ролей в криминальной группе:

  1. Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного им деяния, кто из них мог быть лидером преступной группировки?

Судебная психологическая экспертиза в гражданском процессе.

Судебная психологическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка:

  1. Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
  2. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
  3. Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта?
  4. Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
  5. Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности матери (отца)?
  6. Какова система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?
  7. Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
  8. Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?

Судебная психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда:

  1. Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чем они выражаются?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действиями (бездействиями) (ФИО)?
  3. Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
  4. Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

Судебная психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными:

  1. Мог ли подэкспертный в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
  2. Учитывая психическое (эмоциональное) состояние подэкспертного в период, относящийся к совершению сделки, и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать значение своих действий и руководить ими?
  3. Учитывая особенности познавательной сферы, состояния в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли подэкспертный адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  4. Какие факторы (из числа внешних, ситуативных, и внутренних, психологических) повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке (при наличии такового)?
  5. Была ли нарушена способность подэкспертного свободно выражать свои действительные желания и намерения под воздействием угрозы (других обстоятельств- указать конкретно)?

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза

Экспертиза направленности материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма:

1.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих)? Если да, то к чему именно побуждает автор?

2.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

3. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия?

4. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обоснования или оправдания национального и/или расового превосходства?

5. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания идеологи насилия и/или разрушительных действий?

6. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?

7.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе, или представителей такой группы?

8.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?

9. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе?

10.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)? Если да, то каких именно действий и в отношении кого?

11.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношения к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе?

Требования к материалам зависят от типа исследуемого объекта. Если текст письменный, опубликован в газете, журнале и т.п., экспер­там необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности – соответствующим образом заверенную качественную (отражаю­щую все особенности объекта) копию всего издания. Если исследо­ванию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и дополнительно ее электронная копия в текстовом формате (в формате Word). При этом эксперт должен иметь полное представле­ние и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположе­ние на полосе, расположение на интернет-странице, рисунки и пр.), а не только о его содержании. Поэтому эксперту должен быть предо­ставлен не только собственно текст, но и оригинал издания (газеты, книги), в котором он был опубликован.

Следует обратить особое внимание на тексты, опубликован­ные в сети Интернет на интерактивных сервисах: блоги, твиттер, социальные сети и др. В качестве исследуемых объектов в таких случаях выступают записи, которые имеют не только текстовую (линейная последовательность букв), но и гипертекстовую структуру, то есть являются репликами письменного диалога, который в электронных документах оформляется с помощью гиперссылок. Поэтому исследуемые объекты необходимо анализировать не только по их бумажным копиям, но и в виде электронных документов, в их естественном интернет-контексте, часть которого в виде гиперссылок отражена на бумажных копиях, но по ним всесторонне не может быть изучена. Поэтому, если исследованию подлежит текст, опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей страницы (страниц) с указанием момента фиксации, а также протокол закрепления и/или осмотра объекта. При наличии относящихся к тексту ссылок, комментариев и т.п. их со держание также должно быть зафиксировано соответствующим об­разом. При исследовании сайта экспертам должен быть предостав­лен архив веб-сайта целиком на CD с указанием момента создания архива. Учитывая изменчивость электронных объектов, таких как сайт, твиттер, блог и др. под. электронных ресурсов и сервисов, они должны быть «закреплены» с помощью специалиста в области ком­пьютерных или интернет-технологий и предоставлены экспертам в электронном виде. Если при обращении к объекту по месту его на­хождения в Сети эксперт установит важные обстоятельства, он дол­жен заявить ходатайство в установленном порядке или проявить со­ответствующую инициативу.

Помимо объекта в материалах, направляемых для производства экспертизы, должна содержаться копия документов, на основании которых инициирована проверка или возбуждено дело (например, заявление гражданина), либо в постановлении должно быть указано спорное высказывание. Это позволяет эксперту уяснить, какие имен­но высказывания являются для инициатора спорными.



Экспертиза содержания и направленности аудио- и видеоматериалов:

Исследование видеозаписи объяснения, допроса:

1.Имеются ли в речи допрашиваемого ФИО в ходе следственного действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось внешними факторами (речевым и/или психологическим воздействием)? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?

2.В каком психическом состоянии находился ФИО в период проведения следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представленной видеозаписи?

3.Мог ли ФИО, учитывая его психическое состояние в период проведения следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представляемой видеозаписи, давать показания?

4.Имеются на представленной видеозаписи признаки негативного психологического воздействия, оказанного на допрашиваемого?

Исследование материалов оперативного эксперимента:

1.Каково основное содержание и тематика разговоров коммуникантов М1, М2, М3?

2.Каковы основные коммуникативные намерения М1 и М2?

3.Содержатся ли в речи коммуникантов М1 и М2 совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения коммуниканта М3 к совершению каких-либо действий, если да, то к каким именно?

4. Содержатся ли в действиях коммуникантов М1 и М2 приемы психологического воздействия на коммуниканта М3, если да, то в чем выражены и на что направлено воздействие?

Исследование аудиозаписи разговора:

1.Идет ли в представленном на исследование разговоре между ФИО и ФИО речь о даче и (или) получении денежных средств?

2.Имеются ли представленном на исследовании разговоре между ФИО и ФИО, начинающимся со слов «…» и заканчивающимся словами «…», признаки побуждения со стороны кого-либо из участников разговора к даче/получению денежных средств за совершение каких-либо действий? Если да, то о каких действиях идет речь?

3.Реализованы ли со стороны кого-либо из участников разговора между ФИО и ФИО, начинающиеся со слов «…» и заканчивающегося словами «…», речевые, манипулятивные стратегии и тактики, направленные на побуждения собеседника к даче/получении денежных средств? Если да, то о каких действиях идет речь?

4.Имеются ли со стороны кого-либо из участников разговора между ФИО и ФИО, начинающиеся со слов «…» и заканчивающегося словами «…», признаки маскировки его содержательных элементов (признаки сокрытия значимой информации)? Каково значение замаскированных элементов текста и (или) их характеристики?

5.Выражено ли в разговоре между ФИО и ФИО, начинающемся со слов «…» и заканчивающемся словами «…», согласие на получение денежных средств?

6.Направлен ли материал на формирование психологической установки к совершению определенных действий? Носит ли коммуникация со стороны кого-либо из ее участников провокационный характер? Если да, то на что направлена коммуникация?

7.Следует ли из содержания разговора, что данная встреча для участников разговора не первая? Выражено ли в речи участников разговора, кто был инициатором первой встречи?

8.Идёт ли в разговоре/переписке речь о деньгах? Если да, то какая информация об этом предмете речи сообщается? Если да, то обсуждается ли данный предмет речи скрыто? (Имеются ли в разговоре/переписке признаки скрытой коммуникации?)

9.Каково предназначение денежных средств?

10.Имеется ли в разговоре/переписке побуждение одним коммуникантом другого коммуниканта к совершению каких-либо действий, связанных с деньгами (их передаче, получению)?

11.Следует ли из представленных разговоров, что между ФИО и ФИО существовала договорённость о передаче денежных средств?

12.Подтверждает ли содержание представленных на исследование текстов разговоров факт передачи денег одним участником разговора и получения их другим участником разговора?

13.Каково значение слова (выражения, словосочетания, высказывания) «…» в тексте разговора/переписки?

14.Каково значение слова (выражения, словосочетания, высказывания) «…» в диалогическом тексте?

15.Идёт ли в разговоре/переписке речь об убийстве, насильственных действиях в отношении лица? Если да, то обсуждается ли данный предмет речи скрыто? (Имеются ли в разговоре/переписке признаки скрытой коммуникации?)

Исследование аудиозаписи обращения в экстренные службы:

1.Содержатся ли в тексте аудиозаписи «…» совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?

Исследование направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству:

1.Содержатся ли в материале психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению самоубийства?

2.Содержатся ли в тексте переписки, представленном на экспертизу, психологические и лингвистические признаки унижения человеческого достоинства? Если да, то в каких словесных формах признаки выражены?

3.Содержатся ли в тексте переписки, представленном на экспертизу, психологические и лингвистические признаки угроз? Если да, то в каких словесных формах признаки выражены?

Экспертиза направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершенным с помощью сети Интернет):

1. Какое смысловое содержание переписки между пользователями социальной сети «…» ФИО под псевдонимом «…» и ФИО под псевдонимом «…»? Каковы основные темы переписки между ФИО и ФИО?

2.Следует ли из содержания переписки между пользователями социальной сети «…» под именем «…» и ФИО под псевдонимом «…», что ФИО принуждает либо побуждает ФИО к совершению действий сексуального характера?

5. Содержится ли в представленной на экспертизу переписке в высказываниях пользователя под псевдонимом «…» признаки психологического воздействия на малолетнюю (пользователя под псевдонимом «…»). Если да, то в чем они проявляются и какова направленность этого воздействия?

6.Идёт ли в разговоре/переписке речь о сексуальных действиях?

Экспертиза направленности рекламных, пропагандистских и иных информационных материалов (в том числе причиняющих вред здоровью и развитию детей):

Исследование материалов, причиняющий вред здоровью и развитию детей:

1.Имеется ли на странице группы «...» сети «…» совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды каких-либо идей, если да, то каких именно?

2.Какова социально-психологическая направленность информации, размещенной в группе «…» сети «…»?

3.Какавы способы воздействия на адресата?

4.Имеются ли в тексте признаки побуждения к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, агрессивных)? Если да, то к чему побуждается адресат?

5.Имеются ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды (например, наркотических средств, нетрадиционных сексуальных отношений)?

6.Идёт ли в разговоре/переписке речь о …[предмет речи в соответствии с формулировкой статьи УК РФ: наркотики, древесина, драгоценные металлы и т.п.]? Если да, то какая информация о предмете речи сообщается? Если да, то обсуждается ли данный предмет речи скрыто? (Имеются ли в разговоре/переписке признаки скрытой коммуникации?)

Исследование рекламы:

1.Идет ли в тексте представленных на экспертизу материалов речь о деятельности «…» (например, экстрасенсов, парапсихологов, целителей)?

2.Содержится ли в тексте представленных на экспертизу материалов признаки побуждения адресата к пользованию услугами «…» (например, экстрасенсов, парапсихологов, целителей)? Используются ли при этом приемы психологического воздействия?

3.О предоставлении каких услуг идет речь в тексте представленных на экспертизу материалов и каковы условия их оказания? Являются ли данные услуги платными?

4.Какое значение имеет слово Х?

5.Является ли слово Х грубым, бранным?

6.Является ли слово Х стилистически сниженным, жаргонным словом?

7.Имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме побуждений?

8.Имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме обещаний?

9.Содержит ли рекламный текст сравнение Х с товаром Y, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами?

10.Если в рекламе содержится сравнение, что является основанием сравнения?

11.Содержится ли в рекламном тексте негативная информация о товарах конкурентов либо о самих конкурентах?

12.Содержатся ли в рекламном тексте конструкции со значением превосходства?

13.Имеется ли в представленных на экспертизу материалах информация о предоставлении каких-либо сексуальных/интимных услуг за денежное вознаграждение?

Исследование материалов о взыскании долга:

1.Имеются в содержании текстов «…» признаки оказания психологического давления?

Исследование записки, адресованной должностному лицу:

1.Содержатся ли в тексте записки «…» лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия в отношении конкретного лица в связи с исполнением им своих должностных обязанностей?

Исследование материалов по делам о мошенничестве (сетевой маркетинг, салоны красоты, бизнес клубы):

1.Какова смысловая направленность мероприятия (семинара, собрания, встречи, переговоров итд), зафиксированного на носителе?

2.Оказывались на кандидатов в члены организации во время мероприятия, а также до и после него манипулятивное психологическое воздействие и какова его направленность?

3.Представляют ли собой материалы мероприятия и записи единую систему воздействия на кандидатов в члены организации?

4.Идёт ли в разговоре/переписке речь о деньгах, имуществе, их передаче от одного лица другому лицу?

5.Имеется ли в разговоре/переписке побуждение одним коммуникантом другого коммуниканта к совершению каких-либо действий, связанных с деньгами, имуществом?

6.Каковы коммуникативные роли участников разговора/переписки?


Исследование информационных материалов по делам об оскорблении, клевете, защите чести, достоинства и деловой репутации:

Исследование антирекламы:

1.Какова коммуникативная направленность видеоролика «…» и его описания?


 
free pokerfree poker