Исследование психологии человека Эксперты: Сигаева Евгения Владимировна Тел: (8422) 69-24-16 Предмет и объекты экспертизы Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющиеся значение для правосудия фактические данные о закономерностях и и особенностях протекания и структуры психологических процессов (психологической деятельности) субьекта, а так же об условиях отражения объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки. Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными. Объектами К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:
Судебная психологическая экспертиза в уголовном процессе. Судебная психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей:
Судебная психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний:
Судебная психологическая экспертиза способности свидетеля (потерпевшего) давать показания:
Судебная психологическая экспертиза способности потерпевших по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление:
Судебная психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством: 1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
Судебная психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими: (проводится только после судебной психиатрической экспертизы)
Судебная психологическая экспертиза исследования постоянных и переменных ролей в криминальной группе:
Судебная психологическая экспертиза в гражданском процессе. Судебная психологическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка:
Судебная психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда:
Судебная психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными:
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза
Экспертиза направленности материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма: 1.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих)? Если да, то к чему именно побуждает автор? 2.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе? 3. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия? 4. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обоснования или оправдания национального и/или расового превосходства? 5. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания идеологи насилия и/или разрушительных действий? 6. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы? 7.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе, или представителей такой группы? 8.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно? 9. Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе? 10.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)? Если да, то каких именно действий и в отношении кого? 11.Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношения к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе?
Требования к материалам зависят от типа исследуемого объекта. Если текст письменный, опубликован в газете, журнале и т.п., экспертам необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности – соответствующим образом заверенную качественную (отражающую все особенности объекта) копию всего издания. Если исследованию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и дополнительно ее электронная копия в текстовом формате (в формате Word). При этом эксперт должен иметь полное представление и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на интернет-странице, рисунки и пр.), а не только о его содержании. Поэтому эксперту должен быть предоставлен не только собственно текст, но и оригинал издания (газеты, книги), в котором он был опубликован. Следует обратить особое внимание на тексты, опубликованные в сети Интернет на интерактивных сервисах: блоги, твиттер, социальные сети и др. В качестве исследуемых объектов в таких случаях выступают записи, которые имеют не только текстовую (линейная последовательность букв), но и гипертекстовую структуру, то есть являются репликами письменного диалога, который в электронных документах оформляется с помощью гиперссылок. Поэтому исследуемые объекты необходимо анализировать не только по их бумажным копиям, но и в виде электронных документов, в их естественном интернет-контексте, часть которого в виде гиперссылок отражена на бумажных копиях, но по ним всесторонне не может быть изучена. Поэтому, если исследованию подлежит текст, опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей страницы (страниц) с указанием момента фиксации, а также протокол закрепления и/или осмотра объекта. При наличии относящихся к тексту ссылок, комментариев и т.п. их со держание также должно быть зафиксировано соответствующим образом. При исследовании сайта экспертам должен быть предоставлен архив веб-сайта целиком на CD с указанием момента создания архива. Учитывая изменчивость электронных объектов, таких как сайт, твиттер, блог и др. под. электронных ресурсов и сервисов, они должны быть «закреплены» с помощью специалиста в области компьютерных или интернет-технологий и предоставлены экспертам в электронном виде. Если при обращении к объекту по месту его нахождения в Сети эксперт установит важные обстоятельства, он должен заявить ходатайство в установленном порядке или проявить соответствующую инициативу. Помимо объекта в материалах, направляемых для производства экспертизы, должна содержаться копия документов, на основании которых инициирована проверка или возбуждено дело (например, заявление гражданина), либо в постановлении должно быть указано спорное высказывание. Это позволяет эксперту уяснить, какие именно высказывания являются для инициатора спорными. Экспертиза содержания и направленности аудио- и видеоматериалов: Исследование видеозаписи объяснения, допроса: 1.Имеются ли в речи допрашиваемого ФИО в ходе следственного действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось внешними факторами (речевым и/или психологическим воздействием)? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь? 2.В каком психическом состоянии находился ФИО в период проведения следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представленной видеозаписи? 3.Мог ли ФИО, учитывая его психическое состояние в период проведения следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представляемой видеозаписи, давать показания? 4.Имеются на представленной видеозаписи признаки негативного психологического воздействия, оказанного на допрашиваемого?
Исследование материалов оперативного эксперимента: 1.Каково основное содержание и тематика разговоров коммуникантов М1, М2, М3? 2.Каковы основные коммуникативные намерения М1 и М2? 3.Содержатся ли в речи коммуникантов М1 и М2 совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения коммуниканта М3 к совершению каких-либо действий, если да, то к каким именно? 4. Содержатся ли в действиях коммуникантов М1 и М2 приемы психологического воздействия на коммуниканта М3, если да, то в чем выражены и на что направлено воздействие?
Исследование аудиозаписи разговора: 1.Идет ли в представленном на исследование разговоре между ФИО и ФИО речь о даче и (или) получении денежных средств? 2.Имеются ли представленном на исследовании разговоре между ФИО и ФИО, начинающимся со слов «…» и заканчивающимся словами «…», признаки побуждения со стороны кого-либо из участников разговора к даче/получению денежных средств за совершение каких-либо действий? Если да, то о каких действиях идет речь? 3.Реализованы ли со стороны кого-либо из участников разговора между ФИО и ФИО, начинающиеся со слов «…» и заканчивающегося словами «…», речевые, манипулятивные стратегии и тактики, направленные на побуждения собеседника к даче/получении денежных средств? Если да, то о каких действиях идет речь? 4.Имеются ли со стороны кого-либо из участников разговора между ФИО и ФИО, начинающиеся со слов «…» и заканчивающегося словами «…», признаки маскировки его содержательных элементов (признаки сокрытия значимой информации)? Каково значение замаскированных элементов текста и (или) их характеристики? 5.Выражено ли в разговоре между ФИО и ФИО, начинающемся со слов «…» и заканчивающемся словами «…», согласие на получение денежных средств? 6.Направлен ли материал на формирование психологической установки к совершению определенных действий? Носит ли коммуникация со стороны кого-либо из ее участников провокационный характер? Если да, то на что направлена коммуникация? 7.Следует ли из содержания разговора, что данная встреча для участников разговора не первая? Выражено ли в речи участников разговора, кто был инициатором первой встречи? 8.Идёт ли в разговоре/переписке речь о деньгах? Если да, то какая информация об этом предмете речи сообщается? Если да, то обсуждается ли данный предмет речи скрыто? (Имеются ли в разговоре/переписке признаки скрытой коммуникации?) 9.Каково предназначение денежных средств? 10.Имеется ли в разговоре/переписке побуждение одним коммуникантом другого коммуниканта к совершению каких-либо действий, связанных с деньгами (их передаче, получению)? 11.Следует ли из представленных разговоров, что между ФИО и ФИО существовала договорённость о передаче денежных средств? 12.Подтверждает ли содержание представленных на исследование текстов разговоров факт передачи денег одним участником разговора и получения их другим участником разговора? 13.Каково значение слова (выражения, словосочетания, высказывания) «…» в тексте разговора/переписки? 14.Каково значение слова (выражения, словосочетания, высказывания) «…» в диалогическом тексте? 15.Идёт ли в разговоре/переписке речь об убийстве, насильственных действиях в отношении лица? Если да, то обсуждается ли данный предмет речи скрыто? (Имеются ли в разговоре/переписке признаки скрытой коммуникации?)
Исследование аудиозаписи обращения в экстренные службы: 1.Содержатся ли в тексте аудиозаписи «…» совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
Исследование направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству: 1.Содержатся ли в материале психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению самоубийства? 2.Содержатся ли в тексте переписки, представленном на экспертизу, психологические и лингвистические признаки унижения человеческого достоинства? Если да, то в каких словесных формах признаки выражены? 3.Содержатся ли в тексте переписки, представленном на экспертизу, психологические и лингвистические признаки угроз? Если да, то в каких словесных формах признаки выражены?
Экспертиза направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершенным с помощью сети Интернет): 1. Какое смысловое содержание переписки между пользователями социальной сети «…» ФИО под псевдонимом «…» и ФИО под псевдонимом «…»? Каковы основные темы переписки между ФИО и ФИО? 2.Следует ли из содержания переписки между пользователями социальной сети «…» под именем «…» и ФИО под псевдонимом «…», что ФИО принуждает либо побуждает ФИО к совершению действий сексуального характера? 5. Содержится ли в представленной на экспертизу переписке в высказываниях пользователя под псевдонимом «…» признаки психологического воздействия на малолетнюю (пользователя под псевдонимом «…»). Если да, то в чем они проявляются и какова направленность этого воздействия? 6.Идёт ли в разговоре/переписке речь о сексуальных действиях?
Экспертиза направленности рекламных, пропагандистских и иных информационных материалов (в том числе причиняющих вред здоровью и развитию детей):
Исследование материалов, причиняющий вред здоровью и развитию детей: 1.Имеется ли на странице группы «...» сети «…» совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды каких-либо идей, если да, то каких именно? 2.Какова социально-психологическая направленность информации, размещенной в группе «…» сети «…»? 3.Какавы способы воздействия на адресата? 4.Имеются ли в тексте признаки побуждения к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, агрессивных)? Если да, то к чему побуждается адресат? 5.Имеются ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды (например, наркотических средств, нетрадиционных сексуальных отношений)? 6.Идёт ли в разговоре/переписке речь о …[предмет речи в соответствии с формулировкой статьи УК РФ: наркотики, древесина, драгоценные металлы и т.п.]? Если да, то какая информация о предмете речи сообщается? Если да, то обсуждается ли данный предмет речи скрыто? (Имеются ли в разговоре/переписке признаки скрытой коммуникации?) Исследование рекламы: 1.Идет ли в тексте представленных на экспертизу материалов речь о деятельности «…» (например, экстрасенсов, парапсихологов, целителей)? 2.Содержится ли в тексте представленных на экспертизу материалов признаки побуждения адресата к пользованию услугами «…» (например, экстрасенсов, парапсихологов, целителей)? Используются ли при этом приемы психологического воздействия? 3.О предоставлении каких услуг идет речь в тексте представленных на экспертизу материалов и каковы условия их оказания? Являются ли данные услуги платными? 4.Какое значение имеет слово Х? 5.Является ли слово Х грубым, бранным? 6.Является ли слово Х стилистически сниженным, жаргонным словом? 7.Имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме побуждений? 8.Имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме обещаний? 9.Содержит ли рекламный текст сравнение Х с товаром Y, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами? 10.Если в рекламе содержится сравнение, что является основанием сравнения? 11.Содержится ли в рекламном тексте негативная информация о товарах конкурентов либо о самих конкурентах? 12.Содержатся ли в рекламном тексте конструкции со значением превосходства? 13.Имеется ли в представленных на экспертизу материалах информация о предоставлении каких-либо сексуальных/интимных услуг за денежное вознаграждение?
Исследование материалов о взыскании долга: 1.Имеются в содержании текстов «…» признаки оказания психологического давления?
Исследование записки, адресованной должностному лицу: 1.Содержатся ли в тексте записки «…» лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия в отношении конкретного лица в связи с исполнением им своих должностных обязанностей?
Исследование материалов по делам о мошенничестве (сетевой маркетинг, салоны красоты, бизнес клубы): 1.Какова смысловая направленность мероприятия (семинара, собрания, встречи, переговоров итд), зафиксированного на носителе? 2.Оказывались на кандидатов в члены организации во время мероприятия, а также до и после него манипулятивное психологическое воздействие и какова его направленность? 3.Представляют ли собой материалы мероприятия и записи единую систему воздействия на кандидатов в члены организации? 4.Идёт ли в разговоре/переписке речь о деньгах, имуществе, их передаче от одного лица другому лицу? 5.Имеется ли в разговоре/переписке побуждение одним коммуникантом другого коммуниканта к совершению каких-либо действий, связанных с деньгами, имуществом? 6.Каковы коммуникативные роли участников разговора/переписки? Исследование информационных материалов по делам об оскорблении, клевете, защите чести, достоинства и деловой репутации: Исследование антирекламы: 1.Какова коммуникативная направленность видеоролика «…» и его описания? |