Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Эксперты: Лазарев Михаил Владимирович Посеряев Валентин Петрович Языченко Сергей Анатольевич Садовничий Михаил Анатольевич Багров Алексей Сергеевич Тел: (8422) 41-39-56, 42-22-03 Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС. Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП. В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи: - определение механизма ДТП; - установление механизма взаимодействия ТС при столкновении; - установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия; - установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения; - установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части; - установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов; - установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия; - установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим; - определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения; - установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения; - установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений; - установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП; - установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии. Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой: - установление взаиморасположения человека и частей ТС; - оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС; - определение позы и двигательных реакций пострадавших; - выявление признаков, характеризующих действия водителя; - получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей. Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий. В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи: - установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации; - установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий; - определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД); - установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения; - определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП; - установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях; - определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП. Судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя ТС – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП. Предметом судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя являются фактические данные: об условиях деятельности водителя перед и в момент ДТП; индивидуальных особенностях зрительного восприятия и реакции водителя на момент обследования; особенностях профессиональной деятельности водителя в целом, имеющих отношение к ДТП; обстоятельствах психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП. Основными задачами, решаемыми в рамках судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя ТС, являются следующие: - установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям ДТС; - определение особенностей эмоционально-волевой сферы водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций; - установление социально-психологических характеристик водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций. Каждая из этих задач охватывает ряд подзадач, которые могут решаться самостоятельно независимо от основной задачи. Так, исследование познавательной сферы водителя включает подзадачу определения особенности реакции факторов, затрудняющих и делающих невозможной своевременную реакцию на появление опасного для движения объекта, и т.д. Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые САТЭ задачи; в зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач. Анализ экспертной практики показал, что в настоящее время САТЭ решает до 70 задач, являющихся традиционными, т.е. встречающихся на протяжении всего анализируемого периода, и до 100 задач, ставящихся реже, но, тем не менее, постоянно присутствующих в заключениях. Кроме того, около 50 задач имеют единичный характер. Объекты исследования: - вещная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п. Перечень ориентировочных вопросов: 1) Каков угол взаиморасположения транспортных средств в момент столкновения? 2) Какими частями транспортных средств был первоначальный контакт при данном столкновении? 3) В каком положении на дороге находились транспортные средства в момент столкновения? |