Исследование психологии человека

Эксперты:

Сигаева Евгения Владимировна

Тел: (8422) 69-24-16

Предмет и объекты экспертизы

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющиеся значение для правосудия фактические данные о закономерностях и и особенностях протекания и структуры психологических процессов (психологической деятельности) субьекта, а так же об условиях отражения объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки.

Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными.

Объектами

К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  • Вещественные доказательства
  • Документы как особый вид доказательств
  • Протоколы допросов и следственных действий
  • Заключения судебных экспертиз
  • Справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.
  • Продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки и т. п.)
  • Фото и видеодокументы

Судебная психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Судебная психологическая экспертиза  индивидуально-психологических особенностей:

  1. Каковы индивидуальные особенности обвиняемого (подсудимого)?
  2. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как.. (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость) обвиняемого?
  3. Могли ли индивидуально психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

Судебная психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний:

  1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  2. Находился обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Судебная психологическая экспертиза способности свидетеля (потерпевшего) давать показания:

  1. Способен ли (ФИО) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

Судебная психологическая экспертиза способности потерпевших по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление:

  1. Способна ли (ФИО) с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?

Судебная психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством:

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

  1. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Судебная психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими:

(проводится только после судебной психиатрической экспертизы)

  1. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
  2. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?

Судебная психологическая экспертиза исследования постоянных и переменных ролей в криминальной группе:

  1. Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного им деяния, кто из них мог быть лидером преступной группировки?

Судебная психологическая экспертиза в гражданском процессе.

Судебная психологическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка:

  1. Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
  2. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
  3. Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта?
  4. Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
  5. Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности матери (отца)?
  6. Какова система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?
  7. Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
  8. Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?

Судебная психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда:

  1. Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чем они выражаются?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действиями (бездействиями) (ФИО)?
  3. Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
  4. Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

Судебная психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными:

  1. Мог ли подэкспертный в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
  2. Учитывая психическое (эмоциональное) состояние подэкспертного в период, относящийся к совершению сделки, и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать значение своих действий и руководить ими?
  3. Учитывая особенности познавательной сферы, состояния в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли подэкспертный адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  4. Какие факторы (из числа внешних, ситуативных, и внутренних, психологических) повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке (при наличии такового)?
  5. Была ли нарушена способность подэкспертного свободно выражать свои действительные желания и намерения под воздействием угрозы (других обстоятельств- указать конкретно)?
 
free pokerfree poker